контрольно-надзорная деятельность

назад

«Ключевой вопрос успешного внедрения прорывных технологий – изменение культуры организации и отношения к переменам» - эксперт Всемирного банка

«Ключевой вопрос успешного внедрения прорывных технологий – изменение культуры организации и отношения к переменам» - эксперт Всемирного банка

12 июля 2018 года. В представительстве Всемирного банка в Российской Федерации прошёл семинар по вопросам использования «интернета вещей» и больших данных в «умном» контроле и регулировании, организованный в рамках сотрудничества Всемирного банка и Аналитического центра при Правительстве Российской Федерации.

Эксперт по вопросам «интернета вещей» Срикант Мангалам рассказал о роли государства во внедрении прорывных технологий и их использования в целях государственного контроля.

Модератор дискуссии - заместитель руководителя проектного офиса по реализации реформы контрольно-надзорной деятельности в России Тумун Цыдыпов отметил, что целью семинара является обзор механизмов формирования институциональных и технических рамок использования новых прорывных технологий.

Глобальный институт McKinsey определил отличительной чертой прорывной технологии «способность технологии нарушить статус-кво, изменить то, как люди живут и работают, перестроить сложившиеся цепочки создания стоимости и привести к появлению принципиально новой продукции и услуг». Однако, по мнению Цыдыпова, «очень важно говорить о технических богатствах, но всегда надо знать их цену. Для правительства важно понимать, кто должен заплатить цену за нововведение и как его стимулировать это сделать».

Директор департамента проектов по информатизации Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Олег Качанов дополнил, что цифровая трансформация радикально меняет поле работы контрольно-надзорных органов. И практические пилотные испытания элементов «интернета вещей» на предприятиях действительно должны отвечать не только на вопрос эффективности сбора данных, но и выгоды для бизнеса.

Вместе с тем, по мнению Сриканта Мангалама, вопрос гибкости и актуальности государственной нормативной базы является ключевым для адекватного реагирования на постоянные и частые проявления прорывных технологий. Это особенно важно в сфере контроля и надзора, поскольку госконтроль должен находиться на одном технологическом уровне с подконтрольным бизнесом. Кроме того, именно новые технологии предоставляют большие возможности для сокращения административной нагрузки на бизнес и облегчения проверок.

«Интернет вещей» – это комплексная сеть умных устройств, которая осуществляет сбор, анализ и контроль передачи информации. Эта сеть обладает способностью к самостоятельной организации и обмену информацией. Однако, отмечает эксперт, «интернет вещей» всё ещё находится на стадии развития. Так, во многих случаях регулирующие органы стран не готовы к нововведениям, а внутри отдельных ведомств существуют опасения в отношении прорывных технологий.

Также остаётся нерешённым вопрос принадлежности данных «интернета вещей». Одни объекты, такие как продукты питания, проходят большой путь «от фермы до прилавка» через несколько регулирующих органов, в иных случаях данные полностью находятся в руках конкретных предприятий. Олег Качанов считает, что «задача контрольно-надзорных органов – использовать существующие системы, подключаясь к ним и анализируя необходимые данные». Таким образом, одна частная база данных способна предоставить информацию для многих контрольных ведомств. С ним согласен и Срикант Мангалам, отметив, что именно таким образом происходит сбор данных контрольными органами Великобритании.

Более того, на вопрос модератора о предоставлении данных саморегулирующимся бизнесом, эксперт Всемирного банка привёл в пример объединение химической промышленности Responsible Care®, появившееся в Канаде и объединяющее производителей более чем из шестидесяти стран мира. В обмен на договорённости с правительством о соблюдении стандартов, организация самостоятельно проводит последовательные улучшения работы своих членов и свободно обменивается информацией о практиках внутри своей сети.

По словам эксперта, с развитием прорывных информационных технологий, регулирующие органы выбирают одну из трёх ролей. Они могут стать владельцами данных, разрабатывая и обеспечивая поддержку технологий в сфере сбора, передачи и анализа данных, однако имея серьёзные риски злоупотреблений и нарушения конфиденциальности. Вторая роль – это получатели данных, которые используют в работе информацию от бизнеса, который получает стимулы к обмену данными (например, уменьшение частоты проверок с выездом на объект). Третья роль – это заинтересованная сторона, поощряющая внедрение прорывных технологий во взаимоотношения бизнеса с бизнесом.

Внедрение всеобъемлющего подключения к Интернету несёт и свои риски. Одним из технологических вызовов эксперт назвал обеспечение приватности и безопасности, ведь системы постоянно генерируют большое количество данных в общественном пространстве. Также при большом количестве производителей устройств возникает проблема взаимной согласованности систем. Кроме того, вызовами являются общая готовность рынка к инновации и надежность её работы.

Срикант Мангалам отметил, что «ключевым вопросом в успешном внедрении прорывных технологий остаётся изменение культуры организации и отношения к переменам – инспекторы изначально не доверяют машинам». В качестве примера он привёл британскую систему контроля пищевой продукции, где вынуждены были преодолевать недоверие сотрудников одновременно и к использованию современных технологий, и к бизнесу как поставщику данных.

Успешно реализованные проекты, по мнению эксперта, сочетают в себе четыре качества. В первую очередь, они основаны на взаимодействии с бизнесом (государственно-частном партнёрстве). Во-вторых, необходима эффективная координация действий. В-третьих, Мангалам отметил важность наличия лидера изменений – мотивированного руководителя ведомства, способного преодолевать возникающие препятствия. Не последнюю роль играет и четвёртый пункт – внимание к местным особенностям, будь то климат или политические особенности. «Решения должны быть адаптированы к условиям», - отметил эксперт.

В заключение эксперт предупредил, что «интернет вещей» должен внедряться лишь там, где он нужен. Решение должно приниматься в зависимости от уровня угрозы безопасности и здоровью.

назад