контрольно-надзорная деятельность

назад

Ревизия требований, пересмотр КоАП и информатизация станут приоритетами реформы госконтроля в 2018 году

Ревизия требований, пересмотр КоАП и информатизация станут приоритетами реформы госконтроля в 2018 годуРевизия требований, пересмотр КоАП и информатизация станут приоритетами реформы госконтроля в 2018 годуРевизия требований, пересмотр КоАП и информатизация станут приоритетами реформы госконтроля в 2018 году

Вопросы контрольно-надзорной деятельности уже не входят в топ-3 проблем, волнующих российских предпринимателей. Однако, по данным опросов, более 50% предпринимателей считают необходимыми преобразования в этой сфере и снижение административной нагрузки, связанной с госконтролем. По словам куратора реформы госконтроля, министра РФ по вопросам Открытого правительства Михаила Абызова, приоритетными направлениями реформирования контрольно-надзорной деятельности в этом году станут устранение избыточных и устаревших требований, пересмотр КоАП, внедрение информационных технологий, а также доработка проверочных листов для бизнеса и профилактика нарушений на предприятиях. Новые принципы госконтроля будут закреплены в законопроекте о государственном и муниципальном контроле и надзоре, который находится в Госдуме. Об этом шла речь на форуме «Контрольно-надзорная и разрешительная деятельность: интересы бизнеса и государства», который состоялся 6 февраля в рамках организованной РСПП Недели российского бизнеса.

Чрезмерное контрольно-надзорное давление — наиболее острая проблема для бизнеса по мнению почти 40% предпринимателей, принявших участие в опросе РСПП. Данный вариант ответа не вошёл в тройку проблем, препятствующих развитию бизнеса, но находится на четвёртом месте после проблем, связанных с тарифами, высокими налогами и недостатком квалифицированных кадров, отметил президент РСПП Александр Шохин, открывая форум. В 2017 году плановые проверки, согласно опросу, проходили в 87% компаний-респондентов, а внеплановые — в 47%. По сравнению с 2014 годом плановых проверок стало меньше, а ситуация с внеплановыми проверками практически не изменилась, констатировал Александр Шохин. Он подчеркнул, что бизнес-сообщество принимает активное участие в реализации реформы контрольно-надзорной деятельности.

«Михаил Анатольевич (Абызов) активно подталкивает бизнес к тому, чтобы он своевременно реагировал на инициативы правительства и федеральных органов власти в области контрольно-надзорной деятельности. Это наиболее продуктивный диалог в рамках всех программных комитетов, мы его пытаемся использовать и по другим приоритетным государственным программам», — отметил глава РСПП.

По словам Александра Шохина, бизнес подготовил более 400 предложений по актуализации предъявляемых к предпринимателям требований, на основе которых утверждены «дорожные карты». Однако темпы проработки органами власти подготовленных предложений недостаточны, считают в РСПП. Необходимо ускорить принятие системных решений, которые обеспечивают пересмотр обязательных требований, в том числе ограничить проверку обязательных требований, которые установлены до введения процедуры ОРВ, подчеркнул Александр Шохин. Среди других предложений — внедрение принципа one in — two out (когда каждое новое требование вводится после отмены двух других), пересмотр КоАП и совершенствование проверочных листов — списков контрольных вопросов, с которым инспектор выходит на проверку.

Темпы реализации «дорожных карт» по пересмотру требований действительно недостаточны, подтвердил Михаил Абызов. 400 предложений предпринимателей требуют рассмотрения уже в этом году, подчеркнул министр. Что касается пересмотра КоАП, то это также станет одним из приоритетов. Сегодня его структура, по словам министра, не учитывает соразмерность штрафов объёмам бизнеса. В результате штрафы, которые предъявляются бизнесу, зачастую приводят к его закрытию. Также Михаил Абызов сообщил, что перед надзорными ведомствами поставлена задача обновления в течение этого года проверочных листов — им предстоит выделить в них вопросы и требования, которые носят действительно принципиальный характер для осуществления государственного контроля.

Важным индикатором, показывающим то, как работает контроль и надзор, остаётся количество проверок, как плановых, так и внеплановых, отметил Михаил Абызов.

«За 2017 год количество плановых проверок на федеральном уровне было сокращено в сравнении с 2016 годом на 30%. Сокращение в 2016 году по сравнению с 2015 годом составило 15%. Таким образом, за два года количество плановых проверок с более миллиона единиц сокращено до 450 тысяч. И в 2018 году в заявке, которую мы согласовали с органами прокуратуры, по плановым проверкам также есть снижение на 8%. В итоге в 2018 году мы сократили объём плановых проверок в два с половиной раза от уровня 2015 года. Это значительное снижение административной нагрузки. Не так успешно обстоят дела с внеплановыми проверками, их число в 2017 году по предварительным данным чуть сократилось. Количество внеплановых проверок всё ещё остаётся на уровне более миллиона, и это означает, что нам необходимо в приоритетном порядке в 2018 году с нашими государственными контрольными органами сконцентрироваться на реформе института внеплановых проверок», — отметил Михаил Абызов.

Новые механизмы проведения внеплановых проверок в полной мере отражены в новом законе о госконтроле, который находится сейчас в Госдуме. Контрольно-надзорный орган, согласно документу, сможет не выходя на внеплановую проверку запросить информацию у предпринимателя или использовать другие инструменты реагирования на сигнал об опасности и угрозе, пояснил Михаил Абызов. Он подчеркнул, что все заинтересованы в более скором принятии закона о госконтроле.

В Госдуму поступили заключения на законопроект от 47 субъектов, из них 46 поддержали его принятие в первом чтении с рядом замечаний, сообщила председатель комитета нижней палаты парламента по контролю и регламенту Ольга Савастьянова. Соисполнителями законопроекта, по её словам, стали 6 комитетов Госдумы, которые также поддержали принятие законопроекта в первом чтении и подготовили свои заключения на документ.

«Мы понимаем, что та практика, которая на сегодняшний день существует в контрольно-надзорной деятельности, очень затратна по ресурсам, неэффективна по своим результатам и ущербна для бизнеса и экономики, должна уйти в прошлое. Оценивая тот законопроект, который поступил в Госдуму, можно сказать, что тут противоречий нет. Основные цели закона ориентированы на то, чтобы повысить безопасность граждан, качество продукции и услуг, радикально снизить административную нагрузку на бизнес. Он создаёт развёрнутую систему гарантий прав граждан и предпринимателей», — отметила Ольга Савастьянова.

Вопросы избыточной забюрократизированности и отчётности, по данным опросов Открытого правительства, вышли на первое место среди проблем, о которых говорят предприниматели. Поэтому в 2018 году, по словам Михаила Абызова, приоритетным станет развитие современных информационных технологий и дистанционного взаимодействия между предпринимателями и надзорными органами. Отчётность должна быть переведена в электронный вид, а общение с инспекторами должно происходить в том числе через личные кабинеты.

В рамках программы «Цифровая экономика» Минэкономразвития подготовило концепцию того, как должна строиться отчётность бизнеса перед государством.

«Мы предполагаем, что необходимо уйти от миллиардов сведений, которые предоставляет бизнес, к чёткой, понятной, прозрачной системе. Для этого необходимо создать реестр всех форм и требований по отчётности, которые существуют, и перейти к системе "одного окна". Это означает, что все данные, которые собираются с бизнеса, должны предоставляться один раз в понятной и прозрачной форме. Дальше все органы власти, которым требуются эти данные, должны получать их из одного места», — уточнил замглавы Минэкономразвития Савва Шипов.

Активное участие в реформировании контрольно-надзорной деятельности принимает Генеральная прокуратура. Ведомство подготовило законопроект, предусматривающий расширение перечня проверок, которые требуют согласования с прокуратурой. Он позволит существенно защитить предпринимателей от необоснованного административного давления, заверил первый заместитель генерального прокурора РФ Александр Буксман. В прошлом году, по его данным, прокурорами выявлено около 170 тыс. нарушений закона в области контрольно-надзорной деятельности, внесено 33 тыс. представлений, к дисциплинарной ответственности привлечено 24 тыс. должностных лиц, к административной — более 4 тыс. В суд направлено 2,2 тыс. исков в защиту предпринимателей.

«В психологии прокуроров произошли серьёзные изменения. Прежде их представляли как дубину, которая крушит всех налево и направо. Сегодня это совершенно другое ведомство, можно сказать, с человеческим лицом», — сказал Александр Буксман.

Человеческое лицо благодаря реформе должна приобрести вся система контрольно-надзорной деятельности, подчеркнул Михаил Абызов. Речь идёт об уходе от «палочной» системы, в рамках которой до сих пор работали инспекторы.

«В 2017 году было принято революционное решение — перейти на новую систему оценки результативности и эффективности. Теперь мы проверяем эффективность работы территориальных органов по тому, как они смогли своей работой предотвратить ущерб и улучшить статистику по нанесённому вреду. Здесь крайне важно развитие элементов и институтов профилактики. По нашим данным, профилактикой можно охватить в 20 раз больше поднадзорных субъектов, чем контрольными мероприятиями», — отметил Михаил Абызов.

В феврале, по словам министра, планируется принять обновлённый стандарт по профилактике, а охват предприятий профилактическими мероприятиями будет расширен.

Источник - Открытое правительство

назад