09 августа 2017

Для определения частоты надзорных проверок в стране создадут реестр предприятий по их степени риска

Частота прихода пожарного инспектора на то или иное предприятие малого и среднего бизнеса будет прописана в специальном перечне. В нем будет определена степень опасности производственного процесса предприятия, а уже от этой степени будет зависеть график надзорных мероприятий на том или ином объекте. На фирмы с минимальной степенью риска, инспекторы в плановом порядке вообще дорогу забудут. Именно такой нормативный документ, который определяет дополнительное снижение нагрузки на бизнес-сообщество разработало МЧС России.

Как пояснили корреспонденту "РГ"в пресс-службе МЧС России, ведомство реализует проект приоритетной программы "Совершенствование функций госнадзора" по реформированию контрольно-надзорной деятельности, основные параметры которого одобрил в конце 2016 года президиум президентского Совета по стратегическому развитию и приоритетным проектам, которым предусмотрен риск-ориентированный подход к планированию проверок.

Спасательным ведомством и без того уже немало сделано для того, чтобы сделать надзор соответствующим современным требованиям к развитию и стимулированию предпринимательства. Самое главное, что введен, так называемый риск-ориентированный подход для всей надзорной деятельности. В его основе лежит понимание того, что, скажем, коммерческие палатки, магазинчики и опасные химические производства различаются по степени риска для экологии и безопасности людей. Следовательно, и подходы к ним в плане контроля должны быть разные. При этом МЧС не может совсем устраниться от надзорных функций, поскольку эта обязанность прописана в положении о министерстве. Но при этом должен быть найден некий компромисс и баланс между необходимостью снижать излишние походы инспекторов к коммерсантам и обеспечением необходимого уровня безопасности на их объектах.

Именно для этого теперь МЧС России и разработало очередной документ, как сказано в пояснительной записке, "в целях реализации положений Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля".

В конце июля этого года принято постановление Правительства Российской Федерации N 864 "О внесении изменений в некоторые акты Правительства РФ по вопросам применения риск-ориентированного подхода при осуществлении отдельных видов государственного надзора и лицензионного контроля". А именно надзоров в области гражданской обороны и защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.

Главное заключается в том, что не для всех поднадзорных объектов будет составляться график плановых проверок. Кое для кого, а это прежде всего мелкие фирмы, на объектах которых риск минимален, плановые встречи с проверяющим инспектором закончатся. Но для каких именно фирм наступит такой режим максимального благоприятствования? Кто будет решать, есть на предприятии достаточный уровень риска или нет?

В этом, видимо, и была основная сложность при разработке документа. В МЧС предложили следующее решение проблемы. В зависимости от степени риска и будет определен график плановых проверок. При этом, что очень важно, он будет плавающим. То есть, если одно предприятие будет включено в категорию, скажем, со средним уровнем риска, то такой порядок не будет раз и навсегда установленным. При соблюдении всех обязательных требований объект надзора будет вправе подать заявление на переход в другую, более низкую категорию риска, где частота проведения проверок ниже.

Все поднадзорные объекты будут отнесены к одной из четырех категорий риска с периодичностью проведения плановых надзорных мероприятий раз в 2 и 3 года для одних категорий и не чаще, чем раз в пять лет для более низких категорий. В отношении категории совсем низкого риска плановые проверки вообще проводиться не должны.

Но и это не все. У инспекторов МЧС появятся новая обязанность, а именно: составление специальных проверочных листов с четко определенным кругом вопросов к проверке. То есть предмет плановой проверки будет ограничиваться исключительно перечнем вопросов, включенных в эти проверочные листы. За круг вопросов, указанных в листах, проверяющий выйти не сможет. Это важная антикоррупционная мера, которая призвана умерить пыл особо придирчивых и ретивых инспекторов. Он, придя с проверкой, уже не сможет выискивать до бесконечности хоть, что-то, за что можно было бы зацепиться. Указанные в листе вопросы укажут проверяемому, на что нужно обратить внимание. Пришел, проверил по списку, если все в порядке, то, как говорится, "до свидания, я пошел".

Одновременно, перечень вопросов, содержащихся в поверочных листах, планируется ограничить только теми обязательными требованиями, соблюдение которых является наиболее значимым с точки зрения недопущения возникновения угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов РФ, безопасности государства, а также угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

- Внедрение указанных новых принципов правового регулирования надзорной деятельности позволит максимально снизить административное давление на предпринимательское сообщество и выстроить гармоничные, понятные и прозрачные отношения между властью и бизнесом, - пояснили в МЧС России.

Изложенные подходы к организации и осуществлению надзорных функций дадут возможность сосредоточить основное внимание надзорных органов на силах и средствах Единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, а также на объектах, представляющих потенциальную угрозу возникновения чрезвычайных ситуаций.

Кстати, система риск-ориентированного подхода при осуществлении надзора позволила сократить количество проверок за два последних года на 40 процентов. В два раза сокращено количество принимаемых административных мер. Эти тенденции сохранились и в первом полугодии текущего года. Количество плановых проверок снижено на 34 процента, внеплановых - уменьшено на 34,6. Кроме того, проводимая работа обеспечила в среднем ежегодное снижение количества чрезвычайных ситуаций и пожаров на 4 процента, число погибших людей - на 7 процентов, травмированных - на 5.

Источник – Российская газета