Руководитель проекта
С.В.Шипов
заместитель Министра экономического развития Российской Федерации

Внедрение риск-ориентированного подхода при осуществлении контрольно-надзорной деятельности

27.01.2017 - 31.12.2025

Формирование новой системы контрольно-надзорной деятельности, основанной на концентрации ограниченных ресурсов государства в зонах наибольшего риска в целях предотвращения причинения вреда охраняемым законом ценностям при одновременном снижении административной нагрузки на добросовестных хозяйствующих субъектов, позволяющей, в том числе:

  • перейти к проведению плановых проверок на основании риск-ориентированного подхода в 2018 году;
  • увеличить долю подконтрольных субъектов, по которым увеличилась периодичность проведения плановых проверок или которые были освобождены от проведения плановых проверок на 20% к 2018 году, на 50% в 2025 году.

Ключевые результаты 2017 года

  • Подконтрольные объекты распределены по категориям риска.
  • Планы проверок на 2018 год составлены на основе риск-ориентированного подхода.

Контрольные точки 2017 года

  • Утверждение Базовой модели определения категории риска (класса опасности): реализована реалистичная оценка вероятности причинения вреда, тяжести последствий.
  • По всем видам контроля (надзора) на основании Базовой модели определения категории риска (класса опасности) контрольно-надзорными органами сформированы исчерпывающие реестры подконтрольных объектов с использованием ведомственных информационных систем, внедрена модель поддержания реестров в актуальном состоянии, установлены категории риска (классы опасности) и критерии отнесения к ним объектов, подконтрольные объекты в полном объеме распределены по категориям риска (классам опасности), информация публична и доступна.
  • Планы проверок на 2018 год сформированы на основании риск-ориентированного подхода.

Целевые показатели проекта

Показатель Тип показателя Базовое значение Период, год
2017 2018 2019 2020 2025
1. Доля видов контроля (надзора), по которым:
  • сформированы исчерпывающие реестры подконтрольных объектов
  • установлены категории риска (классы опасности) и критерии отнесения к ним объектов
  • объекты в полном объеме разнесены по категориям риска (классам опасности)
  • внедрена модель поддержки перечней объектов в актуальном состоянии
  • перечни объектов, их категории риска (классы опасности) и критерии отнесения к ним объектов публичны (1-й уровень Стандарта зрелости ведомственных систем управления рисками, далее - уровень зрелости)
основной н/д 100% 100% 100% 100% 100%
2. Доля видов контроля (надзора), по которым сформирована система сбора объективных данных, позволяющая вести учет причиненного вреда, определены индикаторы риска и показатели для внедрения "динамической модели" (2-й уровень зрелости) основной 0% 10% 75% 100% 100% 100%
3. Доля видов контроля (надзора), по которым на регулярной основе переоцениваются риски в зависимости от фактического распределения ущерба по категориям риска (классам опасности), в том числе с использованием массивов больших данных (Big Data) (3-й уровень зрелости) основной 0% 0% 10% 75% 100% 100%
4. Доля видов контроля (надзора), по которым внедрены межведомственные карты рисков, проводятся международные сопоставления эффективности систем управления рисками (4-й уровень зрелости) основной 0% 0% 5% 10% 75% 100%
5. Доля подконтрольных субъектов, по которым увеличилась периодичность проведения плановых проверок или которые были освобождены от проведения плановых проверок основной н/д 10% 20% 35% 40% 50%
6. Доля ущерба, причиненного на объектах или субъектами контроля (надзора), отнесенных к категориям чрезвычайно высокого риска, высокого риска и значительного риска (по контролируемым видам риска) аналитический н/д 70% 80% 85% 87% 90%
7. Доля плановых проверок, проведенных на объектах контроля (надзора), отнесенных к категориям чрезвычайно высокого риска, высокого риска и значительного риска аналитический 0% 85% 90% 95% 99% 99%
8. Доля плановых проверок, проведенных с использованием риск-ориентированного подхода (на основании планов проверок) основной 0% 10% 90% 100% 100% 100%
9. Доля контрольно-надзорных мероприятий, проведенных на основании риск-ориентированного подхода (показатель ФНС России и ФТС России выделен как по самым массовым мероприятиям) аналитический 0% 10% 50% 75% 90% 100%